Все в детский сад!

Как подготовить малыша к посещению нового большого коллектива и ускорить процесс адаптации?

 

Первые посещения детского садика - всегда стресс для крохи. Ведь он попадает в принципиально новую атмосферу. Жизнь ребенка с этих пор кардинально меняется: ему приходится вставать раньше обычного, быстро одеваться и собираться в дорогу. В садике малыш видит незнакомого взрослого - воспитателя и других детишек, с которыми ему предстоит остаться одному. Одному - значит, без мамы. Так и возникает первая психологическая драма: кроха должен отпустить маму и начать существовать самостоятельно. Ему придется привыкать к чужой обстановке, непривычным вкусам завтраков, обедов и полдников, строгому режиму, мириться с дисциплиной в группе и новыми для него нормами поведения, как с детьми, так и с воспитателем. 

Стоит ли говорить, что в первое время после поступления в садик малыши часто становятся более капризными, плаксивыми, закатывают истерики, с трудом засыпают. Это реакция на стресс. Не стоит пугаться и делать поспешные выводы о том, что вашему домашнему ребенку в саду не место. Но и пускать все на самотек - не лучший выход. 

В наших силах помочь малышу адаптироваться к новым условиям. Для этого за несколько месяцев до начала посещения садика постарайтесь максимально приблизить домашнюю жизнь ребенка к садовским реалиям и привить ему необходимые жизненные навыки, без которых в коллективе придется нелегко: умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом. 

Строго по часам

 

Готовя ребенка к посещению детского садика, заблаговременно узнайте также, какой распорядок дня там принят: когда дети приходят в сад, когда завтракают, выходят на прогулку, обедают, ложатся спать, полдничают. Хорошо, если вы постараетесь перейти на садовский режим за несколько месяцев до начала его посещения. Если до этого вы с малышом привыкли спать до 9.00, а то и 10.00 утра, то теперь постарайтесь вставать пораньше. В большинстве детских садов принято приходить в группу не позже 8.00, обедать в 12.30, а спать с 13.00 до 15.00. Как правило, дома ребятишки придерживаются другого режима: позже обедают и засыпают.

Пожалуй, самое сложное, к чему придется привыкнуть малышу в садике, - это как раз послеобеденный сон. Возможно, вы, как и многие мамы, не представляете, как ваш любимый малыш будет засыпать в незнакомой обстановке, рядом с другими детьми, особенно если вы практикуете совместный сон и до сих пор укладывали ребенка с грудью. Вопрос отлучения от груди достаточно сложный, и даже если вы пока не собираетесь бросать кормить малыша своим молочком, постарайтесь приучить его засыпать днем самостоятельно. Возможно, вам помогут в этом бабушка, или папа. В любом случае в первое время стоит забирать ребенка из садика до или сразу после обеда, чтобы он привык к окружению и воспитателю, и лишь спустя некоторое время вы оставите его на дневной сон.

 

Спасибо нашим поварам!

 

Поинтересуйтесь, чем кормят детей в садике (меню обычно вывешивают на двери кухни, столовой или на доске объявлений). Возможно, вы еще не вводили в рацион ребенка те или иные продукты, с которыми он столкнется в саду. В таком случае стоит познакомить малыша с ними заранее.

Некоторые дети первое время вообще отказываются от еды, протестуя против посещения сада. Попросите воспитателя помочь вам: уделять вашему ребенку больше внимания, почаще хвалить и поощрять его. Да и сами не скупитесь на похвалу: «Этот цветочек ты в садике нарисовал? Как красиво!», «Говорят, ты сегодня на прогулке не капризничал и лучше всех лепил куличики? Какой же ты у меня молодец!»

А может быть, ребенку просто не нравится «общепитовская» еда? Значит его нужно к ней постепенно приучить: почаще готовить запеканки, пудинги, тефтели, так любимые детсадовскими поварами. Возможно, ребенок стесняется есть в непривычной обстановке. В таком случае полезными окажутся посещения кафе, где есть детское меню, и походы в гости (лучше всего к друзьям или родственникам, у которых имеются дети).

 

Мама, не уходи!

 

Самым тяжелым испытанием для малыша часто оказывается «отлучение» от мамы. Полезно постепенно приучать ребенка обходиться без мамы задолго до начала посещения садика. Попробуйте систематически оставлять ребенка на несколько часов с бабушкой или другими родственниками, приглашать гостей с детьми (или самим ходить в гости) и стараться не заходить в детскую какое-то время, чтобы малыш привыкал находить общий язык с другими ребятишками без вашей помощи.

Занятия в центрах раннего развития не только повысят интеллект, но и научат ребенка адаптироваться к новым условиям: присутствию других детей, взрослых и педагога. Сегодня есть и специальные программы, направленные подготовку к детскому саду. А психологи предлагают тренинги, помогающие малышам «отпустить» маму. Конечно, такие подготовленные дети легче адаптируются и быстрее заводят новых друзей.

 

Мои игрушки!

 

В садике ребенок вынужден постоянно контактировать с детьми, что поначалу будет утомительно для его психики.

Ребенок становится частью определенного социума, накладывающего на него свои ограничения. Необходимо выстроить правильные отношения с ровесниками, а это ох как непросто!

Ребенок должен делиться игрушками, ничего ни у кого не отнимая, но и не позволяя отбирать кубики или кукол у себя. Ему необходимо приучиться «не распускать руки» и улаживать конфликты мирным путем, не плача и не забиваясь в дальний угол, играть вместе с другими детьми. Даже самому маленькому человечку очень важно уверенно и комфортно чувствовать себя в группе.

Кстати, психологи считают, что именно от успешного преодоления этого, раннего, этапа социализации зависит то, как мы будем в дальнейшем строить отношения в коллективе: в школе, институте, на работе.

Поэтому еще до посещения детского сада важно не ограничивать малыша в общении со сверстниками. Побольше гуляйте с малышом на детских площадках, где в общих песочницах и на горках ребятишки усваивают свои первые «заповеди»: не дерись, не отнимай, не толкай, поделись игрушками. Запишитесь в бассейн или в группу раннего развития, где также действуют общие для всех правила.

Главное - не старайтесь разрешить любое недоразумение, не вмешивайтесь при любом намеке на конфликт. Пусть ваш ребенок попробует сам отстоять свои права и выяснить отношения с друзьями - этот навык очень пригодится ему в садике.

 

Чужая тетя

 

Получив путевку в детский сад, узнайте, в группу какой воспитательницы попадет ваш малыш, и заранее познакомьтесь с ней. Понаблюдайте, как она разговаривает с детьми на прогулке, и спросите себя, нравится ли вам такой стиль общения, готовы ли вы доверить этому человеку вашего кроху. Ведь воспитательница скоро станет едва ли не самым близким взрослым для вашего малыша, разумеется, после вас и всех членов семьи. Вашему ребенку совершенно естественным образом будут прививаться жизненные принципы воспитательницы, поскольку большую часть времени малыш будет проводить именно под ее опекой.

Если вас устраивает воспитательница, и вы слышали о ней положительные отзывы от других родителей, поинтересуйтесь, какие требования она предъявляет к детям: возможно, она считает обязательным умение самостоятельно одеваться или заплетать косички. В таком случае вам стоит поднатаскать вашего ребенка в упомянутых навыках, чтобы у него не возникало конфликтов с педагогом.

Вначале воспитательница будет всего лишь «чужой тетей» для ребенка. Сколько времени уйдет на привыкание к

ней? Это зависит и от умения воспитательницы найти подход к каждому ребенку, и от темперамента малыша, его общительности и открытости миру.

Здесь также помогут походы в гости, посещения детских центров, различных кружков и секций, индивидуальные занятия с логопедом, психологом. Все это прекрасные возможности для приучения ребенка к принципиально новой для него форме общения: воспитанник - воспитатель, ученик - педагог. И не стоит критиковать воспитателя. Если вы относитесь к нему с уважением и доверием, ребенок тоже наверняка проникнется этими чувствами. Еще одно условие успешной адаптации к садику - развитая речь вашего малыша. Ребенок должен быть в состоянии рассказать воспитателю о своих нуждах («Мне холодно», «Мне больно»). Кроме того, говорливый кроха сможет поделиться с вами своими впечатлениями от посещения садика, пожаловаться на несправедливость, похвастаться успехами. Если у  ребенка по каким-либо причинам не развита речь, постарайтесь приучить его к другим видам альтернативной коммуникации: жестовая речь, пиктограммы, символы и др. Обязательно ознакомьте воспитателя с такими особенностями взаимодействия с вашим ребенком.

 

Готов ли ваш малыш к детскому саду?

Перед тем как начать устройство ребенка в садик, проанализируйте его достижения и особенности поведения. В идеале, по мнению психологов и воспитателей, ребенок, поступающий в сад, должен:

• уметь обходиться без мамы в течение нескольких часов, не испытывая при этом стресса, психологического дискомфорта;

• самостоятельно засыпать;

• обладать элементарными бытовыми навыками: одеваться и раздеваться, садиться по надобности на горшок и совершать необходимые при этом гигиенические процедуры, есть ложкой, и пить из чашки;

• иметь опыт общения и совместных игр с детьми, чужими взрослыми, выражать словами свои чувства и желания;

• уметь слушать и слушаться педагога, выполнять простые задания: раскрасить картинку, слепить из пластилина колобка, сложить карандаши;

• быть здоровым, любознательным и, что важно, уверенным в любви мамы и нерушимости своего маленького мира.