Умение ребенка вовремя попроситься на горшок обычно очень волнует родителей и они стараются сделать все возможное, чтобы сформировать этот навык. Желание родителей приучить ребенка к горшку бывает настолько сильным, что они форсируют приучение малыша, не ориентируясь на его возможности. Это часто приводит к тому, что ребенок отказывается пользоваться горшком.
Навык приучения малыша пользоваться туалетом – один из самых сложных. Ребенок должен ощутить позыв и проанализировать
свои ощущения, успеть сообщить об этом или сделать ряд действий самостоятельно.
Как правило, первые попытки контролировать свои физиологические функции у ребенка могут появиться от 1,5 до 3-х лет. Но пока навык не сформирован, ребенок может продолжать увлеченно играть, не обращая внимания на мокрые или грязные штанишки, или даже может начать играть со своими фекалиями
Ни в коем случае нельзя громко кричать на ребенка или выражать свое презрение к нему. Ребенок просто не поймет причины вашего негодования, а если такие ситуации повторяются, то у ребенка может возникнуть бессознательный страх перед естественными отправлениями, и он будет стараться подолгу удерживать мочу и кал, что создаст другие серьезные проблемы.
Первый шаг в формировании навыка опрятности – отказ от памперсов.
Если мама внимательно наблюдает за поведением ребенка, возможно, она научиться по его мимике, звукам, действиям догадываться, что малыш хочет в туалет. Если попытки посадить его на горшок будут удачными, постепенно ребенок поймет назначение горшка и будет сам «сообщать» родителям о своих потребностях, привлекать внимание взрослых.
Обратите внимание, ребенок не должен сидеть на горшке больше 3-х – 5-ти минут!
Очень хорошо, если ребенок видит, как это делают другие дети. Очень успешными обычно оказываются игры, в которых мама, используя игрушки, разыгрывает короткий сюжет, в котором с помощью какой – нибудь куклы показывает этот процесс и обязательно дает возможность ребенку убедиться, что в результате оказалось в горшке (можно воспользоваться пластилином и водой). Это позволяет понять ситуацию, и, возможно, отыграть имеющиеся у него страхи. Можно научить жесту, или слову, обозначающему горшок, что даст возможность ребенку заявить о своей потребности.
Перед тем, как посадить ребенка на горшок налейте в него немного теплой воды (38 – 40 градусов). Это снимет неприятные впечатления от холодного горшка, а теплый пар, поднимающийся к попе ребенка, поможет ему физиологически расслабиться.
Не всегда по поведению ребенка родители могут определить его желание сходить на горшок. Большинству детей присущ определенный график мочеиспускания и стула. Для определения графика «больших и малых дел» вам потребуется вести соответствующие наблюдения. В этом случае можно фиксировать время, когда у ребенка был стул
или он мочился. Высаживая малыша в определенное время можно добиться понимания ребенком назначения горшка. Обязательно высаживайте малыша сразу после сна (если он сухой).
С чего начинать приучать ребенка к горшку, с «больших или малых дел»?
Стул бывает реже и более менее систематически, а значит, меньше новых требований будет обращено и к ребенку. Сигналы, подаваемые ребенком в таких случаях распознать легче (малыш может напрячься, покраснеть, затихнуть, присесть на корточки). Когда ребенок научится какать в горшок, ему будет не так трудно научиться сикать в горшок, поскольку он уже будет знаком с процедурой посещения туалета. [статьи 24]
Обязательно используйте поощрения. Вознаградить усилия малыша нужно немедленно, призом, который вы выбрали. При успехе можно выразить радость, одобрение, погладить и приласкать ребенка, дать какое-то вкусное вознаграждение. Можно каждый успешный поход на горшок отмечать вывешиванием определенной картинки-стимула на видное место. Обязательно похвалить вечером перед членами
всей семьи. Способ поощрения можете выбрать только вы, в соответствии с интересами и развитием вашего ребенка.