У детей разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение звукопроизношения. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, так и входить в состав других. Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции (нормальный мышечный тонус и подвижность органов артикуляции).
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым слухом (фонематический слух).
Известно несколько видов нарушения произношения звуков:
1. Звук может пропускаться совсем (рак –ак);
2. Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Данное нарушение называется заменой (рак-лак);
3. Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук;
4.ребенок может заменять твердый согласный его мягкой парой (рак-ряк);
5. Возможно искаженной произношение звука (например горловое произношение звука [р].
Наряду с неправильным звукопроизношением может наблюдаться нарушение дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи. Для преодоления данных нарушений необходимо развить координацию движений органов артикуляции. Данная проблема решается путем использования специальных артикуляционных упражнений, сеансов логопедического массажа.
В норме к пяти годам дети овладевают правильным произношением всех звуков. Считается, что если к пяти годам ребенок не научился правильно произносить те или иные звуки, сами, спонтанно, эти звуки в речи уже не появятся. Необходима помощь логопеда. Если ребенок неправильно произносит большое количество звуков, занятия по постановке звуков можно начинать с четырех с половиной лет.