Основными направлениями работы на данном возрастном этапе будут:
- преодоление нарушений звукопроизношения (если данные проблемы не были скоррегированы в дошкольном возрасте);
- преодоление трудностей в овладении чтением и письмом;
Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить?
Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии , специфичны ( они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.
Специфические ошибки имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.
1. Пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа).
2. Смешение фонем и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство (ошибки фонематического восприятия)
• парные звонкие и глухие согласные;
• лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю
• заднеязычные согласные К, Г, Х
• сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ
• свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ
• аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С
3. Смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы).
4. Смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.
5. Персеверации (застревание) «магазим». Антиципации (предвосхищение) «на девеявьях».
6. Раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.
7. Отсутствие обозначения границ предложения.
8. Аграмматизм (нарушение связи слов: согласования и управления).
Хочется отметить, что если уже в первом классе родители или учитель замечают стойкие ошибки при овладении чтением и письмом, необходимо обратиться к логопеду для уточнения причин неуспеваемости. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем быстрее и более успешно будет решена проблема.